Обновленный вариант Кодекса был опубликован на правовом форуме Беларуси для широкого общественного обсуждения. Сроки проведения обсуждения были определены с 29 ноября по 1 февраля 2025 года.
На заседании Общественного Совета по нравственности 19 декабря 2024 года одним из предметов обсуждения стали духовно-нравственные аспекты положений проекта Кодекса.
По итогам заседания Совета были сформулированы предложения в отношении проекта Кодекса представителей традиционных для Беларуси религий – Православия, Католичества, Ислама, Иудаизма, которые объединены в Совете в Комиссию по поддержанию и сохранению духовных ценностей.
Среди предложений, озвученных религиозными лидерами Беларуси, прозвучали следующие.
В отношении ст. 102.1 «Эвтаназия».
Представители традиционных для Беларуси религиозных конфессий выступают за недопустимость осуществления на территории Республики Беларусь эвтаназии, в том числе при содействии медицинских, фармацевтических работников.
В отношении ст. 103 «Изменение и коррекция половой принадлежности».
Представители традиционных для Беларуси религиозных конфессий выступают за исключение из Кодекса Статьи 103 в связи с губительными для личности и для общества в целом последствиями отказа от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем.
В отношении ст.120 «Искусственное прерывание беременности».
Представители традиционных для Беларуси религиозных конфессий воспринимают намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех, поскольку зарождение человеческого существа является даром Божиим и с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности недопустимо.
В отношении содержания статьи 120 отмечено следующее:
1. Искусственное убийство ребенка важно запрещать. В связи с имеющимися различными позициями в обществе, в том числе и нерелигиозными, а также учитывая практику других стран, возможно предусмотреть в Кодексе допущение совершать искусственное прерывание беременности только по медицинским показаниям в период до 10 недель.
2. Следующие социальные показания не могут восприниматься как повод для искусственного прерывания беременности:
— решение суда о лишении родительских прав (что сформулировано в пункте 8 статьи 120 Кодекса).
— несовершеннолетие;
— наличие психического отклонения и недееспособность, не обусловленные генетическими проблемами (при этом нет доказательств, что ребенок родится таким же).
В отношении гл. 16 «Применение вспомогательных репродуктивных технологий».
Представители традиционных для Беларуси религиозных конфессий не могут считать нравственно оправданными пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, в связи с чем применение новых биомедицинских технологий в этой сфере может осуществляться только с должной осмотрительностью.
В этом плане в проекте Кодекса имеется ряд положений, которые вызывают озабоченность:
1. Традиционные религии Беларуси не могут поддерживать «суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», что противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе.
Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Суррогатное материнство размывает понятие семьи, таит в себе многие проблемы для духовного и нравственного здоровья, о чем имеются свидетельства из печального опыта других стран.
2. В проект Кодекса включены нормы, касающиеся криоконсервации половых клеток и эмбрионов (отсроченное использование половых клеток и эмбрионов при ЭКО с этапами подготовки полученных половых клеток и эмбрионов к криоконсервации, витрификации полового материала, помещения материала в криохранилище), что не может быть допущено с точки зрения духовности и нравственности.
3. В религиозном и нравственно-этическом плане не может быть допущена возможность редукции, заключающейся в выполнении медицинского вмешательства по уменьшению числа эмбрионов (п. 3 ст. 125).
4. Полагаем недопустимым наличие в проекте Кодекса норм, допускающих анонимное донорство половых клеток, а также представление донору права на предоставление своих половых клеток на возмездной основе. Данные методики хоть и могут способствовать рождению детей, но при этом серьезно повреждают понятие о семье, таят в последствии опасности психо-физического характера для всех членов семьи. Полагаем, что к допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
5. Нравственно неоправданным является включение в проект Кодекса нормы о праве на выбор пола ребенка при применении вспомогательных репродуктивных технологий в случаях возможности наследования ребенком заболеваний, связанных с полом. Пренатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, только в тех случаях, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке.
6. Полагаем также целесообразным закрепить норму о том, что организации здравоохранения, осуществляющие применение вспомогательных репродуктивных технологий, могут быть только государственными.
В отношении ст. 200 «Право граждан на выражение несогласия на забор органов для трансплантации после смерти, отзыв письменного заявления о несогласии на забор органов для трансплантации после смерти» и ст. 201 «Условия забора органов у умершего донора».
Представители традиционных для Беларуси религиозных конфессий считают недопустимым так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепляемую проектом Кодекса, что является нарушением свободы человека. Только добровольное прижизненное согласие донора может быть условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации органов у умершего человека, что важно закрепить в Кодексе.
В отношении ст. 238 «Ввоз, вывоз, реализация, медицинское применение, возврат производителю или поставщику, уничтожение биомедицинских клеточных продуктов. Государственная регистрация биомедицинских клеточных продуктов».
Представители традиционных для Беларуси религиозных конфессий не могут считать допустимым употребление методов так называемой фетальной терапии, в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний и «омоложения» организма.
В соответствующем обращении, направленном религиозными лидерами в Министерство здравоохранения, отмечено, что по данным социологических опросов большая часть населения Беларуси считают себя верующими. Из верующих людей большинство принадлежит к традиционным для Беларуси религиям – Православию, Католичеству, Исламу, Иудаизму, многовековой духовно-нравственный опыт которых нашел отражение в направленных предложениях. В обращении выражается надежда, что стремления людей, ассоциирующих себя с этими религиями, станут важным вкладом в обсуждение законопроекта и будут учтены при формировании его окончательной редакции.